Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ
Для
учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в
следующих случаях:
1.Для
более глубокого восприятия учебного материала;
2.В
проектной деятельности;
3.В
презентационной деятельности;
4.При
создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
5.При
работе в локальной и глобальной сети.
На уроках
технологии учащиеся выполняют творческие проекты.
Согласно программе
образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися
каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом
методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества,
индивидуальности учащихся.
Проектная
деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап –
поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача
реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия.
Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель
изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой
дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов –
это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр
журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и
аксессуаров. Подробное изучение особенностей различных видов рукоделия,
различных технологий обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск,
обработка и распечатка схем, рисунков.
Источником
информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию,
иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные
(медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся
копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат,
принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет
предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая
информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по
электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и
учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и
аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины.
Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования
информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять
информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6
млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы
занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий
должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать
этому учащихся.
Помимо
поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей
(в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или
обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется
характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные
расчеты себестоимости изделия.)
II этап –
технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся
создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная
своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной
деятельности не предусматривается.
III этап –
заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают
с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем
проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня
подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если
это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет. Для
защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся
используют презентации как один из видов защиты своего проекта